Как привлечь поколение «зумеров» на работу с помощью интереса к экопроектам

Как привлечь молодежь на непопулярное в их среде производство с тяжелыми условиями труда и избежать их скорого увольнения? Агропромышленный холдинг «ПРОМАГРО» решает эту задачу с помощью проекта «Чистое сердце». В проекте сделали ставку на важность для поколения зумеров защиты окружающей среды, и вот какие плоды это принесло.

Основанный в 2003 году агропромышленный холдинг «ПРОМАГРО» входит в топ-20 крупнейших российских производителей свинины. Производственные подразделения расположены в городе Старый Оскол Белгородской области. В 2016–2017 году компания открыла новый мощный мясоперерабатывающий завод.

Проблема: нехватка и текучесть молодых кадров

В связи с расширением производства компания постоянно нуждается в новых сотрудниках. Если изначально на заводе работало 400 человек, то в 2019 году встала задача увеличить персонал до 600 человек.

Требовались как рядовые сотрудники (обвальщики, упаковщики, весовщики, слесари КИПиА), так и высококвалифицированные специалисты (например, ветеринарные врачи, программисты), руководители.

При этом в 2018 году 64% работников ПРОМАГРО были старше 35 лет, 9% — старше 50 лет, требовался приток молодых сотрудников. Дело не в эйджизме: просто практика показала, что специалистов старшего возраста труднее и дольше, чем молодых, научить работать на новом оборудовании с современными конвейерами и компьютерными системами управления.

Но молодежь работа на мясном производстве не привлекала. Частично это связано с непопулярностью любой работы на заводах, частично — с тяжелыми условиями в цехах (например, для обвалки необходимы физическая сила и крепкое здоровье, ведь трудиться приходится в холоде, нужна внимательность при работе с ножами).

Кроме того, в Белгородской области расположено много производственных, в том числе сельскохозяйственных предприятий, и между ними складывается серьезная конкуренция за рабочий персонал.

К тому же из-за специфики производства (согласно требованиям биобезопасности, каждое подразделение полностью изолировано от других) молодежь практически не взаимодействовала друг с другом. На каждый цех приходилось не больше одного-двух молодых сотрудников. Отсутствие поддержки со стороны ровесников вкупе с трудной работой приводило к большой текучке персонала.

Задача: привлечь и удержать молодежь

ПРОМАГРО поставил перед собой задачи:

  • увеличить процент молодежи (18–35 лет) в списочном составе с 36% (данные на декабрь 2018 года) до 50% к концу 2019 года;
  • при этом уменьшить сроки подбора с 35 до 20 дней;
  • снизить текучесть персонала во время испытательного срока до 5%.

Было очевидно, что для достижения таких целей нужно ориентироваться не только на молодых специалистов, но и на аудиторию будущих потенциальных сотрудников — студентов и даже школьников. Им нужно было тоже рассказать о компании как о привлекательном работодателе.

Решение: спецпроект с акцентом на экологии

HR- и PR-специалисты компании совместно придумали большой проект из серии мероприятий, которые объединяли все три группы целевой аудитории: молодых специалистов, студентов и школьников. Объединяющей идеей стала экологическая ответственность — авторы проекта исходили из того, что это свойственно поколению зумеров. Показав компанию как экологически ответственный бизнес, можно было повысить ее привлекательность как работодателя. Проект получил название «Чистое сердце».

Мероприятия для школьников и студентов

Для целевой аудитории, представители которой могли бы стать сотрудниками ПРОМАГРО в скором будущем, в течение 2019 года провели целую серию разнообразных мероприятий. Бюджет проекта — 9 миллионов рублей.

Как рассказал директор по персоналу холдинга Валерий Мишарин, большим плюсом таких мероприятий стала возможность общения между школьниками, студентами и сотрудниками компаниями. Разнонаправленность мероприятий связана со спецификой интересов и мышления современной молодежи.

«Поколению Z свойственно клиповое мышление, поэтому нам были нужны яркие события, объединенные единой целью: заявить о себе как о работодателе», — говорит Валерий.

Участников мероприятий привлекали с помощью мощной рекламной кампании на местном телевидении.

1. Профориентационный форум «Работай на земле»

С этого начали в январе 2019 года. Аудитория — учащиеся 10–11-х классов (около 500 человек). Ребят пригласили в офисный центр компании в Старом Осколе, показали фильм о компании, рассказали об экологических мероприятиях, которые компания запланировала на 2019 год в рамках проекта «Чистое сердце».

2. Цикл интеллектуальных квизов «Агроградус»

Зимой и весной провели серию квизов (популярный формат интеллектуального отдыха у молодежи). В вопросах для квизов приоритет — темам экологии и инноваций в агротехнологиях. Аудитория — студенты и школьники (более 200 человек). Капитанами команд выступили сотрудники компании.

3. Кулинарный фестиваль

В сезон шашлыков провели конкурсы и мастер-классы по приготовлению мяса на огне — «Студенческий БЕКОНкурс». Аудитория — студенты и молодые специалисты производственных предприятий Старого Оскола, более 500 человек.

4. Маркетинговый хакатон

В разгар лета организовали обмен идеями по развитию различных направлений в сегменте FMCG (экоупаковка, правильное питание) в форме брейнсторминга. Аудитория хакатона — студенты Старооскольского филиала Геологоразведочного университета (100 человек). В состав жюри вошли профессиональные эксперты – специалисты холдинга, представители администрации Старооскольского городского округа и образовательных организаций. Трем командам-победителям вручили денежные призы, а все участники получили подарочные наборы продукции компании. Мероприятие провели в своем офисном центре.

5. Грантовые конкурсы

Конкурсы были направлены на привлечение внимания к социально значимой теме экологии и на формирование активной гражданской позиции молодого поколения.

В конкурсах приняли участие более 500 человек, при том что изначально рассчитывали на 300.

Помощь в организации конкурсов оказало управление образования Старого Оскола: его сотрудники рассылали письма в школы, помогли установить тесные контакты с руководством учебных заведений.

Самые перспективные проекты, представленные школьниками и студентами, получили гранты от ПРОМАГРО и возможность практической реализации. Эта часть проекта получила самое большое финансирование — 6 миллионов рублей.

Во время всех этих мероприятий компания давала информацию о себе, о существующих вакансиях и следующих мероприятиях проекта «Чистое сердце».

Волонтерские мероприятия с молодыми сотрудниками

Для сплочения молодых сотрудников компании и предотвращения благодаря этому текучести кадров холдинг организовал ряд волонтерских экологических мероприятий. В их числе:

  • Проект по раздельному сбору мусора (волонтеры ПРОМАГРО в течение года проводили просветительскую работу в учреждениях образования по теме раздельного сбора отходов);
  • Высадка саженцев акации на сельских территориях присутствия компании (приняли участие более 100 человек). Выбор именно акаций был связан с тем, что эти кустарники во время цветения привлекают пчел, а пчелы очень важны для поддержания экологического баланса;
  • Очистка от мусора русла реки и общественных рекреационных зон (в каждом из мероприятий приняли участие более 300 человек).

Для волонтеров участие в мероприятиях стало не только возможностью познакомиться с коллегами из других подразделений, но и возможностью взглянуть на свою компанию другими глазами.

«Мы не хотим, чтобы работа на наших предприятиях ассоциировалась только с тяжелым, иногда монотонным трудом. Мы стремились показать, что наша компания приносит пользу обществу и окружающей среде», — объясняет Валерий Мишарин.

Как правило, мероприятия проводили по пятницам, частично в рабочее время, частично после него.

«Мы знаем, что молодежь очень ценит свой досуг, поэтому мы обсуждали с ними, какое время было бы им удобнее всего», — рассказывает Валерий.

Сотрудничество с вузами и ссузами

Помимо разовых мероприятий, компания наладила постоянное сотрудничество с учебными заведениями. Для этого заключили рамочные договоры с двумя вузами, политехническим колледжем и агротехнологическим техникумом о прохождении учебной практики на предприятиях холдинга.

В 2019 году прошли практику 53 студента третьего и четвертого курсов. С ними заключали срочные трудовые договоры, иногородним предоставляли жилье. Студенты показали себя очень хорошо, в дальнейшем после окончания учебы их ждут в компании.

Результаты: все цели достигнуты

Все мероприятия в рамках «Чистого сердца» пользовались большой популярностью у молодежи. Компания рассчитывала охватить около 2000 школьников и студентов, в реальности участников оказалось еще больше — около 3000.

Проект «Чистое сердце» рассчитан как минимум на три года, и компания, воодушевленная его успехом, планирует и дальше проводить аналогичные акции, хакатоны, квизы и конкурсы — но в чем-то изменив содержание, чтобы сохранить интерес целевой аудитории, которая не любит повторений. Конечно, в 2020 году эти планы пришлось срочно корректировать из-за угрозы эпидемии коронавируса, но с таким форс-мажором столкнулись все.

Результаты проекта по итогам 2019 года: в компанию пришло около 200 сотрудников, 80% из них — молодежь (18–35 лет). Благодаря этому общее количество молодых сотрудников в компании увеличилось с 36% в декабре 2018 года до 50% на начало 2020 года.

Средний срок закрытия вакансии снизился с 35 до 18 дней (целевой показатель — 20 дней).

Текучесть персонала в период испытательного срока также удалось снизить больше ожидаемого: если в 2018 году она составила 18%, то за 2019 год — всего 4%.

Этот большой проект ПРОМАГРО — один из участников Премии HR-бренд — 2019. Проекты-победители будут объявлены 15 сентября. Если в вашей компании тоже есть яркий и интересный HR-проект — участвуйте с ним в Премии HR-бренд — 2020. Уже можно подать заявку